Сто лет назад, 28 августа 1911 года, жители Новониколаевска с ужасом смотрели в небо и крестились. Там среди грозовых облаков появился невиданный доселе летающий объект. Страх тогдашних горожан можно понять, если представить, что сейчас прямо над городом зависнет НЛО.
В августе 1911–го в Новониколаевск (ныне Новосибирск) на поезде из Владивостока прибыл авиатор Яков Седов с аэропланом «Фарман-4». С момента первого полета создателей самолета братьев Райт прошло всего семь лет.
Биплан путешествовал в вагоне в разобранном виде. Путь они с пилотом проделали неблизкий: на Пасху выступали в небе Харбина, в мае — во Владивостоке, потом — в Благовещенске, Чите, Иркутске, Томске, Омске. Ни одной серьезной аварии в течение этих длительных гастролей не случилось. Пресса отзывалась о Якове Седове как об авиаторе предусмотрительном и уверенном в себе. В Иркутске отделением Всероссийского императорского аэроклуба Якову Ивановичу был выдан первый «сибирский» диплом авиатора-пилота. Всюду публика приходила в восторг от небывалого зрелища. Согласитесь, даже в наши компьютерно-космические дни, завидев низко летящий самолет, мы задираем голову и тычем малышам пальцем в небо: мол, смотри, самолет. Что уж говорить о той эпохе, когда редкой диковиной считался даже велосипед!
Биплан был двухместный, и пилот предлагал смельчакам совершить туристический полет; цена — сорок рублей (примерно месячная зарплата рабочего). Подняться в небо рискнули двое жителей — моряк Бобров и коммерсант по фамилии Амбопопуло.
Аэродромов в ту пору, естественно, не существовало, но зато в каждом уважающем себя городе был ипподром. Правда, в Хабаровске, например, ипподрома не оказалось, и поэтому Седов не смог удивить жителей этого города. А в Новониколаевске первый ипподром был открыт еще в 1903-м году. Зимой бега устраивались на Оби, а летом около старого кладбища, на месте которого сейчас Центральный парк. Позднее, с ростом города, ипподром переехал. А в августе 1911-го года на несколько дней лошади уступили место крылатому коню. Слухи о воздушных концертах циркулировали в Сибири все лето. Местные газеты пестрели рекламой. Печатались данные о машине: «Фарман» куплен во Франции за 12 тысяч рублей, весит 35 пудов (1 пуд — 16,3 килограмма), мотор мощностью 60 лошадиных сил. Так что к моменту гастролей ажиотаж достиг предела. Состоятельные горожане откупали ложи на четыре персоны за восемь рублей, места на трибунах стоили полтора рубля, народные билеты — 30 копеек. Само собой, детвора оккупировала высокие деревья, заборы и крыши.
Как рассказал корреспонденту Sibnet.ru новосибирский краевед и конструктор НАПО имени Чкалова Анатолий Ваганов, воскресным днем 28 августа на поле ипподрома выкатили обтянутое парусиной громоздкое и странное сооружение. Авиатор и вся команда вели себя как истинные артисты, которые работают на публику. Подготовка к полету — это начало зрелища, и никто не спешил, разыгралось целое представление. Первый полет длился не более шести минут на высоте около пятнадцати метров. Через полчаса «Фарман» вновь оторвался от земли, сделал круг над ипподромом и ликующими трибунами и направился в сторону Оби.
— Это происходило 28 августа 1911 года по старому стилю, — говорит Анатолий Ваганов. — На другой день ипподром атаковали новые толпы зрителей. Газеты писали: «Никогда еще Новониколаевск не видел такого стечения народа». На этот раз аэроплан летал в сторону реки Каменки. Каждый раз он находился в воздухе от четырех до шести минут. Восторг вызывало каждое его приземление и каждый взлет. Конечно, нашлись пассажиры, которые оплатили несколько минут пребывания в небе.
А дальше мы приближаемся к тайне. На сегодня известно около шестисот фотографий-открыток дореволюционного Новониколаевска. Часть из них сделана столичными мастерами, в том числе по заказу железнодорожного ведомства, другая часть принадлежит местным авторам. Одна из самых популярных картинок начала прошлого века как раз повествует о полете Якова Седова над нашим городом. Мы видим широкую панораму города: на первом плане — деревянные неказистые дома, русло Каменки, далее — более основательные строения, железнодорожный мост и где-то вдали — левый, заросший лесом берег Оби, где много лет спустя возникнет аэропорт «Толмачево». И над этой панорамой, в небе, непропорционально большой мчится аэроплан: четыре колеса, двухэтажные крылья, тросы, рейки и фигура пилота.
На самом деле эта фотография оказалась обманом. Тогда у фотографов просто не имелось технических возможностей действительно запечатлеть «Фарман» в полете. Эта фотография — первый в истории Сибири коллаж. Аэроплан был снят на земле, затем его изображение аккуратно вмонтировали в иллюстрацию. Имя автора «фотошопа» история не сохранила. Однако она содержит информацию не только о первом аэроплане над Новониколаевском, но и сведения о первом воздушном аппарате, который поднял в небо России русский летчик.
О пилоте Седове можно писать романы и снимать фильмы. Через 30 лет он вновь попал в Сибирь. После авиакатастрофы в 1923-м году Седов был вынужден навсегда отказаться от полетов и опять оказался в Новосибирске в эвакуации. До конца 1945-го года он работал на заводе имени Чкалова в сборочном цехе.
Сейчас активисты ищут дом, в котором жил исторический летчик, чтобы увековечить мемориальной доской. Пока безуспешно. Анатолий Ваганов предположил, что этот дом уже снесли.
— Когда Яков Седов работал на нашем заводе, — говорит конструктор НАПО, — то жил вместе с сыном в районе улицы Авиастроителей. Там была маленькая улочка Брусчатая. Он жил в старом деревянном двухэтажном бараке. Этого дома давно уже нет.
Федор Буров
«Седов-Серов Яков Иванович
(1879 — 1964)
Один из пионеров русской авиации, авиамеханик, популяризатор авиадела.
Яков Иванович Седов родился в 1879 году в деревне Маково Калужской губернии в крестьянской семье.
Седов Я. И. окончил Одесское судовое ремесленное училище, после чего ходил в море на торговых судах мехником. Увлекшись велосипедным спортом, стал принимать участие в соревнованиях. На одной из велогонок познакомился с первым русским авиатором Михаилом Никифоровичем Ефимовым.
Переехав во Францию и став работать в авиашколе Фармана, М. Н. Ефимов приглашает туда же Я. И. Седова в качестве механика. В школе Фармана Седов обучается ремонту самолетов и искусству их пилотирования.
Вернувшиь в Россию Я. И. Седов в 1911 году в Севастопольской (Качинской) авиашколе получил пилотский диплом.
Весной 1911 года Седов Я. И. выезжает из Севастополя с аэропланом «Фарман-56» на Дальний Восток для пропаганды достижений авиации. В 1911-1912 годах он совершает демонстрационные полеты в Харбине, Владивостоке, Иркутске, Томске. После полетов в Иркутске местный филиал Всероссийского аэроклуба вручил ему диплом. Я. И. Седов стал первым дипломированным авиатором в Сибири.
В 1912 году Седов Я. И. в составе добровольческого отряда Щетинина принимал участие в Балканской войне. Награжден серебряным крестом болгарского ордена «За военные заслуги».
После возвращения в Россию Седов Я. И. был награжден великим князем Александром Михайловичем серебряным знаком за особые заслуги в деле развития русской авиации. Работал летчиком-испытателем на заводе Российского товарищества воздухоплавания в городе Санкт-Петербурге.
После тяжелой аварии в 1923 году Седов Я. И. завершил летную карьеру и работал на авиазаводе. В годы Великой Отечественной войны эвакуировался в Новосибирск, где до 1945 года работал в сборочном цехе завода имени Чкалова.
Седов-Серов Яков Иванович умер в 1964 году в Ленинграде.»
Бедные, бедные люди))) Представляю, как они были напуганы этим бипланом, наверное, решили, что судный день настал. Очень уважаю людей, которые за 40 рублей не побоялись разбиться и поднялись в воздух на этой пугающей колымаге. Ну, и, конечно, низкий поклон тем, кто эту колымагу придумал..А то как бы мы сейчас без потомков этого биплана в Египет в отпуск летали? 🙂