История Новосибирска

Информация о существовании «новоселебной» деревни на территории современного Новосибирска содержатся в документах первых алтайских горнорудных предприятий, которые датированны концом XVI века. Анкетные данные некоторых рабочих позволяют сделать вывод, что закладка деревни состоялась в 90-х годах XVI века. Видимо, эта деревня стала одним из первых невоенных поселений колонистов из Московского Государства в Телеутском каганате. Телеутский Каганат охватывал большую часть Верхнего Приобья и назывался страной «белых калмыков».

Почему телеуты дали Москве «добро» на это строительство никому не известны. Московское государство договором признало суверинитет Телеутского каганата в 1609 года, и после его заключения телеуты любыми способами пресекали посягательства на их территорию. По всей видимости, зарождение будущего Новосибирска было каким-то образом связано с событиями, произошедшими почти через 100 лет. В 1697 году в Джунгарии, которая предъявлявляла права на все Верхнее Приобъе, сменился хан. В том же году телеутским каганом стал Шал Табунов заместо Табуна Конаева. Известно, что Шал Табунов сразу же принял московское посольство, и что прежний межгосударственный договор с Москвой о сотрудничестве и взаимопомощи был перезаключен. Судя по всему, во время этой встречи Шал Табунов и сделал жест в сторону Кремля, призваный закрепить дружественные отношения: для организации торговли было выделено место на левом берегу Оби. По всей видимости,тогда же, в 1697 году, поселенцы построили здесь деревню в одну улицу. На этом месте сейчас Кировский район города.

В последнее время участились конфликты в районе границы, которые временами переходили в военные действия. В такой ситуации торжище «москвитов» выступало, по всей видимости, в роли свободной зоны на территории Телеутского каганата. Телеутам и казакам, требовалось место, где они могли спокойно вести переговоры и торговлю, в том числе и рабами (аманатами). В 1713 году начался массовый исход всей военно-аристократической элиты телеутов в северную Монголию (Джунгарию) и Телеутский Каганат перестал существовать как государство загадочных «белых калмыков». Верхнее Приобье оказалось предоставленным самому себе.

К тому времени, когда началась массовая колонизация Верхнего Приобья деревня уже имела название Кривощековская. Название происходит из клички основателя поселения Федера Креницына — Кривощек, из-за наличия на лице сабельного шрама. На правом берегу Оби, прямо напротив Кривощековской деревни (в настоящее время на этом месте находится станция метро Октябрьская) находилась крепость местного племени Цаттыр (Чатами). 22 июня 1589 года в ней завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Накануне войско воеводы Воейкова окончательно разбило хана Кучума и он некоторое время скрывался от погони в крепости. По легенде, на последней ставке старый Кучум принял решение насегда расстаться с Сибирским ханством и уйти.

Основным фактором, сдерживающим заселение правого берега Оби во времена начала колонизации Верхнего Приобья являлась крепость — укрепленный город обского племени Цаттыр. В 1912 году составитель первого справочника по Новониколаевску Н.П.Литвинов описал останки этой креости. Поэтому активность русских поселенцев проявлялась, в большинстве своем, на левом берегу реки. К концу XVIII века здесь числилось 37 названий хуторов, деревень и сел, общей численностью 636 дворов. Но т.к. они распологались очень компактно, то официально назывались Кривощековской слободой. В нее входили Большое и малое кривощековские села, деревни Криводановка, Ерестная, Бугры, Перово, Вертково и другие. Фактически вся слобода занимала территорию современного левобережья.

В конце XIX века произошли 2 события, изменившие развитие этого поселения. В конце авгеста 1891 года в Большом Кривощековском селе состоялось выездное совещание, в котором приняли участие 3 имперских чиновнника: К.Я.Михайловский — начальник Управления по сооружению железных дорог МПС, генерал В.И.Березин — действительный статский советник, будущий подрядчик и Викентий-Игнацкий Роецкий — командир изыскательнго о отряда. Рассмотрев гидрогеографические материалы, представленные Роецким, они приняли окончательное решение рекомендовать в МПС линию пересечения Оби. Таким образом, в районе села Кривощековское было опередлено место для строительства первого железнодорожного моста через Обь.

 

Один ответ к “История Новосибирска”

  1. Собираюсь поехать в Новосибирск в командировку. Обязательно почитала историю города. Теперь будет о чем поговорить с коллегами из новосибирского филиала. Надеюсь еще и от них услышать что-нибудь интересное о родном городе.

Обсуждение закрыто.