Симпозиум скульптуры в Новосибирске

Летом 2002 года состоялся первый новосибирский международный симпозиум скульптуры. Материалом был избран камень. На творческий пленэр были приглашены шесть скульпторов: Дмитрий Вердиану из Вены, Николай Полукаров из Москвы, Муратбек Джумалиев из Бишкека, Павел Пронин из Петербурга; Новосибирск представляли Алексанрд Бортник и Николай Мартьянов. Город предоставил им материал (кварцованный сибирский мрамор), условия и место работы, вознаграждение, оплатил дорогу и проживание.

Новосибирск – крупный цивилизационный центр, столица Сибири. Насыщение городской среды декоративными формами не всегда успевает за быстро растущим городом и пока не представляет собой органического единства, целостного художественного образа Новосибирска федерального центра Сибири. Ансамбль сложился в центральной части, где расположены самые выразительные, знаковые для города здания, парки, площади. Здесь строятся новые, реконструируются старые здания, реклама начинает активно вторгаться в городскую среду. Явственно не хватает неутилитарного пластического начала, произведений скульптуры, декоративного искусства, способных гуманизировать среду,зарядить городское пространство. Ведь в предыдущие десятилетия ставились только памятники, строго соответствующие плану монументальной пропаганды, не всегда радующие пластической выразительностью.

Город, по понятным причинам, не в состоянии приобретать или заказывать произведения известных мастеров, поэтому была применена другая стратегия. В течение месяца скульпторы и их помощники в самом центре города, в Первомайском сквере, на глазах жителей города, работали с камнем, создавая произведения. Пожалуй, впервые жители города увидели процесс работы скульптора – шумный, тяжелый, пыльный, подчас изнуряющий. В течение месяца можно было видеть, как из грубых глыб постепенно проявляется форма, как рождаются очертания скульптур. Конечно, эта публичность осложняла работу, но, с другой стороны, это был своего рода беспрецедентный мастер-класс, поэтапный показ приемов и способов обработки камня, показ всех фаз создания скульптуры.

Художники работали в разных авторских стилях. Особенности камня заставляли корректировать заранее подготовленные модели или вовсе отказаться от них, прислушиваясь к материалу, искать новые образы и новые решения. Одна половина авторов; Пронин, Мартьянов и Вердиану работали в границах фигуративного искусства, другая половина – Бортник, Джумалиев, Полукаров, опираясь на художественные традиции ХХ века, работали над абстрактными пластическими композициями. Прошел месяц напряженного труда. Когда работа закончилась, для каждой скульптуры было найдено свое место в сквере, подготовлены специальные площадки, где они и были установлены. Так в нашем городе появились первые скульптуры, первые пластические композиции, незагруженные мемориальной или утилитарной функциональностью, неоднозначные, созданные для жизни в современной городской среде. И горожане их полюбили.

Зародилась новая традиция — подчас можно видеть, как молодожены прогуливаются среди скульптур, фотографируются на фоне работы Бортника, интерпретируемой как знак плодородия и семейного счастья. Первый симпозиум проведен. В центре Новосибирска начал формироваться сад скульптуры. Участвовать во втором симпозиуме дали согласие известные российские и зарубежные скульпторы. Что ж, будем надеяться, что проведение симпозиумов скульптуры в Новосибирске станет устойчивой и благотворной традицией.

Один комментарий на “Симпозиум скульптуры в Новосибирске”
  • Мила says:

    Хотелось бы посмотреть на эти скульптуры, очень хорошая традиция. Такие необычные места и являются «изюминкой» каждого города. А сады скульптур- это редкость. Интересно, какие именно сюжеты легли в основу скульптур?

Оставить комментарий

Поиск