Пелагея Ханова – обладательница одного из лучших голосов страны диапазоном в четыре октавы.
Пелагея Ханова родилась в Новосибирске, 14 июля 1986 года. В грудном возрасте уже проявляла себя как незаурядная музыкальная натура, повторяя за мамиными колыбельными целые фразы. Тем самым чрезвычайно удивляла окружающих, особенно детских врачей. В три года научилась читать (первая книга ее была “Гаргантюа и Пантагрюэль”). В три с половиной печатала на машинке рассказы собственного сочинения.
Гармонично и не спеша развиваясь как “гуманитарный вундеркинд”, однажды оказалась на сцене. Это историческое событие произошло в Питере, на одной из многочисленных авангардных выставок, в которых участвовала мама Пелагеи, Светлана Ханова — профессиональный театральный режиссер, певица в прошлом. С этого момента принято вести отчет сценической жизни артиста Пелагеи.
Следует заметить, что “Пелагея” — это не псевдоним, как многие думают, а настоящее имя, данное девочке при рождении (именины этого имени отмечаются 21 октября). В 8 лет Пелагея поступает без экзаменов в спецшколу при Новосибирской Консерватории и становится первой ученицей-вокалисткой за 25-летнюю историю школы. Будучи стипендиатом фонда “Юные дарования Сибири” и участницей Международной программы ООН “Новые имена Планеты”, она все чаще выступает на самых престижных площадках страны — таких как Театр Эстрады, ГКЗ Россия, Васильевский спуск Красной площади, Кремлевский дворец съездов. Репертуар певицы составляют романсы и популярные в народе русские песни.
В 9-летнем возрасте она знакомится с лидером группы “Калинов Мост” Димой Ревякиным и он направляет в Москву на “Утреннюю Звезду” видеокассету Пелагеи, но, так как в это время там еще нет фольклорного блока, то Юрий Николаев предлагает ей участвовать в конкурсе Победителей “Утренней Звезды”, где она благополучно занимает первое место и становится обладателем почетного звания “Лучший исполнитель народной песни в России 1996 года” и премией в 1000$. А тем временем, записанная на скорую руку в Новосибирске, и случайно оказавшаяся в вещмешке одного из бойцов Новосибирского ОМОНа, исполненная Пелагеей как Гимн воину, песня «Любо, братцы, любо!” становится хитом в Чечне… Получив приглашение от Московской Патриархии участвовать в одном из концертов в Кремле и вести его, Пелагея знакомится с Патриархом Всея Руси Алексием II и получает от него благославление на творчество.
Среди высокопоставленных людей, с которыми познакомилась за это время 9-летняя девочка из Сибири были Иосиф Кобзон, Никита Михалков, Хилари Клинтон, Наина Ельцина… 1997 год становится поворотным в судьбе певицы: происходит сразу несколько важных событий…. Пелагея становится членом команды КВН Новосибирского Государственного Университета и самой юной участницей КВН за всю его историю. Голливудский режиссер Михалков-Кончаловский приглашает ее участвовать в грандиозном шоу на Красной Площади, посвященном 850-летию Москвы! Пелагея, исполнившая свой хит “Любо, братцы, любо!”, становится главной трагической фигурой представления, которое транслируется телеканалом BBC на весь мир. С этого момента СМИ станут называть ее “Национальным достоянием” и “Символом Перестройки”. И, наконец, происходит знакомство с Генеральным директором звукозаписывающей компании “Фирма грамзаписи Фили” Игорем Тонких. После непродолжительных переговоров Пелагея подписывает с этой компанией эксклюзивный контракт на запись 3-х альбомов.
Вместе с мамой девочка переезжает в Москву, снимает квартиру, учится в музыкальной школе при Гнесинском училище на фортепианном отделении и записывает свой первый альбом с рабочим названием “Любо!”. В записи принимают участие самые разные музыканты: Оркестр русских народных инструментов им. Осипова и Алексей Зубарев (гитарист “Аквариума”), Академический хор им. Свешникова и Макс Головин (проект “Эклектика”), гитарист Леонтьева Валерий Долгин, забайкальский казачий ансамбль “Забузоры”, обладатель премии Чайковского, виолончелист Боря Андриянов, гитарист “Мегаполиса” Макс Леонов…
Вокалом Пелагея занимается с мамой, развивая и укрепляя свою традиционно-сибирскую манеру — с так называемой “жесткой вокальной подачей”. Имея диапазон в четыре октавы, она постепенно осваивает и кантиленное, белькантовое пение. Живя в Москве, Пелагея активно участвует в различных официальных мероприятиях, таких как церемония вручения Национальной кинематографической премии НИКА и Всероссийской театральной — “Золотая маска”, концертах (“Пасха в Кремле” и т.д.), благотворительных акциях… В марте 1998 года после выходов в эфир “Антропологии” Диброва с ее участием, 11-летняя певица получает невероятное предложение от самого Президента России…
Впервые со времен 2-ой Мировой войны встречаются главы сразу трех держав: Франции, Германии и России. И на этом саммите единственной культурной программой Протоколом предусматривается небольшой сольный концерт Пелагеи. Информационные агентства разносят по всему миру: Жак Ширак назвал девочку “русской Эдит Пиаф!», а Ельцин, прослезившись, — “символом возрождающейся России”.
Через неделю в одном из рок-н-рольных клубов “символ” радовал журналистов и посетителей исполнением своих песен в дуэте с Александром Ф.Скляром под нескромный аккомпанемент “Ва-Банка”… Сотрудничество со Скляром на этом не закончилось — Пелагея участвовала в Фестивале “Учитесь плавать” летом 1998 г. и почему-то имела большой успех и у эстонского местного населения. В ноябре 1998 года она участвует в записи трибьютного альбома Depeche Mode “Депеша для Depeche Mode”, который издает “ФИЛИ”, с композицией “Home”, и журнал “FUZZ” называет эту кавер-версию самой удачной. В это же время видные деятели российской культуры обращаются с прошением к Мэру Москвы об улучшении жилищных условий певицы, и решением Правительства Москвы Пелагея становится москвичкой. Правда, несмотря на этот факт, журналисты и в России, и за рубежом продолжают называть ее “девочка из Сибири”. В июле 1999 года по приглашению Мстислава Ростроповича она участвует в одном из самых престижных музыкальных фестивалей в Эвиане (Швейцария), наряду с такими мировыми величинами, как Лео Маркус, Евгений Кисин, Рави Шанкар, Паата Бурчиладзе, Би Би Кинг… Галина Вишневская в интервью французской прессе называет Пелагею “будущим Мировой оперной сцены”…
В августе 1999 года певица участвует в самом крупном в мире театрально-фольклорном международном фестивале — FRINGE EDINBURGH FESTIVAL. Проект, который объединил в себе концертные программы Пелагеи и молодой украинской исполнительницы Кати Чили, назывался PRODIGIES, и имел достойный успех у искушенного Эдинбургского зрителя. Пелагея, вместе с приехавшими с ней в Шотландию музыкантами (Михаил Соколов — перкуссия, Владимир Лукашеня — клавиши, Макс Леонов — гитара), дали 18 концертов. Результатом Этой поездки стали не только многочисленные съемки и интервью на BBC, трансляция ее выступления на огромный телеэкран в центральном парке Лондона, предложение заместителя Мэра Эдинбурга по культуре записать альбом в Шотландии, но и знакомство с менеджером легендарного итальянского тенора Хосе Каррераса, который сделал официальное предложение Пелагее участвовать в мировой премьере оперной звезды.
В декабре 2000-го года происходит самое значимое в творческой жизни артистки Пелагеи событие — 13-тилетняя певица создает свою группу. Тогда еще без названия, — просто команду молодых людей, объединенных едиными целями и задачами…
За годы существования группа претерпела многие изменения — от состава участников до саунда (из аккустического он стал по составу инструментов рок-н-рольным)… Лишь одно оставалось у нее неизменным — категорически принципиальная независимость от продюсерских технологий российского шоу-бизнесса, стремление к высокой планке настоящего профессионализма в музыке, и творческая харизма, так ярко выраженная в певице Пелегее, имя которой с 2002 года стало названием группы. Единственное объединение, в которое входит группа — Ассоциация Независимых Музыкантов «ВДОХ» (группа «5»nizza», WK?, Нино Катамадзе и группа Инсайт, «Хоронько оркестр», «Маркшейдер кунст» и др.)
С уверенностью можно сказать, что в группе «ПЕЛАГЕЯ» много всего — современной музыки, традиции, желания обратить молодежь в русло аутентичной русской песенной культуры, стремление соответствовать лучшим современным музыкальным авангардам, постоянные поиски своего индивидуального стиля, и при этом — широчайшее цитирование лучших современных музыкальных достижений, эксперементы со звуком и вокальной техникой и попыткой вернуть на сцену песню-спектакль, песню-мистерию…
Самым значимым событием в истории группы, ребята единоглассно считают то, что произошло в апреле 2004 года: журнал «FUZZ» номинировал «ПЕЛАГЕЮ» на звание «ЛУЧШАЯ НОВАЯ ГРУППА 2003 года».
Кроме участия в рок-фестивалях и акциях альтернативных групп («Пробы», «ВДОХ», «АВАНТ» и др.), «ПЕЛАГЕЯ» — непременная участница наиболее значимых для России престижных международных культурных мероприятий самого высокого уровня (саммит глав государств — бывших республик СССР в 2002 году, встреча Президента России В.Путина с канцлером Германии Шредером в 2004 году (Сочи), приезд Премьер-министра Италии Берлускони в Россию (Липецк, 2004 год), фестиваль «Русская зима» в Лондоне (январь 2005 г.) и т.д.
С 2003 года после презентации новой большой концертной программы в Москве (в клубе «Б-2»), группа успешно гастролирует с большими концертами в городах России и ближнего зарубежья, собирая полные залы.
Там, где им довелось побывать с концертами, равнодушных людей не остается.
Удивительная вещь для российского шоу-бизнесса: проект, у которого никогда не было телевизионных клипов, не имеющий радийного «хита», собирает полные залы в больших городах (неоднократные сольные концерты в Таллинне (зал «Эстония»), Риге (Дом Конгресса), Новосибирске (ДКЖ), Санкт-Петербурге (Театр Комедии им. Акимова) и др.), с неизменным успехом! С каждым таким знакомством группы «ПЕЛАГЕЯ» с новым зрителем растет армия их поклонников — не фанатов, а ищущих настоящую музыку людей, думающих о том, ЧТО есть музыка для современного человека — попкорн, или пища духовная, способная вывести душу к состоянию катарсиса.
Интересные факты
Сценическое имя Пелагея является настоящим, данным при рождении.
В ноябре 2002 года нелегально был выпущен альбом Пелагеи «Пелагея. Не для тебя». Он был максимально стилизован под официальный продукт, были использованы фотографии журнала «Афиша» и размещён логотип FeeLee Records в оформлении.
По словам самой Пелагеи, она и её семья были лично знакомы с Янкой Дягилевой.
Группа «Пелагея» играет в стиле «арт-фолк».
В октябре 2007 года Пелагея исполнила с фабриканткой Корнелией Манго песню «Валенки».
Пелагея сейчас — вообще живая легенда. Не зря она выступала перед Ельциным еще в детстве. От ее голоса мурашки по коже. Правда, большой недостаток — в ее песнях музыкальные инструменты играют очень громко, заглушая вокал. Но факт: ее признали как звезду даже за рубежом.